Ярославское региональное отделение

общероссийской общественной организации

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

НАВИГАЦИЯ

ПАРТНЕРСКИЕ САЙТЫ

Официальный сайт Союза российских писателей

 

<Интервью>

РАЗГОВОР С ПОЭТОМ О ПОЭЗИИ

О сегодняшнем дне ярославской поэзии мы беседуем с поэтом, членом Союза российских писателей, руководителем литературного объединения «Третья пятница» Любовью Новиковой
 

– Любовь Николаевна, если вспомнить имена Ивана Сурикова, Леонида Трефолева, Николая Некрасова, Марии Петровых, то ярославские поэты оставили достойный след в русской литературе. Кто из поэтов советского периода, на ваш взгляд, продолжил бы этот список?
 

– Приведенные имена столь высоки, что мне трудно поставить с ними в один ряд кого-то из поэтов советского периода. Увы, всероссийское звучание получили разве что Лев Ошанин, Алексей Сурков, да и то как поэты-песенники. Но имена Николая Якушева, Павла Голосова, Евгения Савинова, на мой взгляд, земли Ярославской не посрамили.
 

– Может быть, кто-то из ярославских поэтов сегодня незаслуженно забыт?
 

– Судьбы многих русских поэтов отличаются тем, что они приходили к читателю и открывались в полной своей глубине спустя многие годы. Достаточно вспомнить Тютчева, который находился среди поэтов второго ряда около ста лет. Лишь в последние десятилетия его имя стали упоминать рядом с именем Пушкина. Поэтому то, что сейчас кажется нам забытым, возможно, просто ждет своего времени. Задача наша заключается в том, чтобы издать стихи тех поэтов, которые имели звучание и при их жизни. А потомки разберутся кто есть кто. В этой связи стоит вспомнить Артура Вороненко, у которого при жизни вышло, кажется, всего две книжечки. Но при нынешней издательской политике издание книг – вопрос не праздный, а весьма затратный.
 

– А что можно сказать о новых поэтических именах на нашем поэтическом небосклоне? Сергей Баталов, Анастасия Орлова, Иван Коновалов, Тимур Бикбулатов…
 

– На мой взгляд, это пока не имена, а лишь фамилии. Увы, ярких звездочек на ярославском поэтическом небосклоне я нынче не вижу. Анастасия
Орлова как детский поэт в какой-то степени состоялась, но она больше известна в столице, нежели в Ярославле. Последняя подборка стихов Ивана Коновалова в журнале «Юность» (N7, 2015) заслуживает внимания. Но, по словам самого автора, там представлены его ранние стихи, от которых он сегодня ушел. Куда он ушел и что там найдет – покажет время. Сергей Баталов начинал интересно, но прошло время, а в поэтическом росте он не прибавил. О Тимуре Бикбулатове, как молодом и начинающем, говорить, я думаю, не имеет смысла. Человек достиг уже того возраста, когда надо либо что-то значить, либо довольствоваться тем, что есть. Пишущих стихи в Ярославле нынче более чем достаточно, но я пока не вижу среди них поэта. Буду очень рада ошибиться.
 

– Восемнадцать лет вы являетесь руководителем литературного объединения «Третья пятница». Расскажите о нем подробнее.
 

– «Третья пятница» появилась на поэтическом горизонте в тот период времени, когда в Ярославле о литературных объединениях было забыто. Волна демократических реформ смыла их как не приносящих никакого материального дохода государству. Костяк «Третьей пятницы» сформировался уже в первый год существования и дал рост только благодаря тому, что газеты «Золотое кольцо» и «Городские новости» гостеприимно предоставили нам свои страницы для публикации стихов. Ведь для роста, особенно на начальном этапе, момент звучания является основополагающим.
Работу ЛитО я построила по типу творческой мастерской, школу которой я усвоила в Литературном институте. Школа жесткая, школа безжалостных разборов едва ли не каждой стихотворной строки. Школу эту выдерживали не все, а лишь те, кто пришел в поэзию не за дешевой славой, а за тем, чтобы попытаться проникнуть в тайну мастерства, кто не довольствовался тем, что он может, а стремился к самосовершенствованию.
За годы своего существования «Третья пятница» выпустила 8 коллективных сборников, последний из которых «Осенние пределы», вышедший в конце минувшего года, получил диплом литературной премии для молодых писателей Ярославской области «Ярославская строка» в номинации «Сборник». Конечно, сборников могло быть и больше, но издавать их приходится за собственный счет. Литература нынче держится в основном на энтузиазме подвижников.
Поскольку, как известно, гении косяками не ходят, то два профессиональных поэта и один прозаик – неплохие показатели работы «Третьей пятницы». Сейчас готовим в профессионалы еще одного поэта. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в «Третьей пятнице» долго ли, коротко ли, но побывала вся числящая себя нынче в поэтах молодежь.
 

– Сегодня в Ярославле можно насчитать несколько литературных объединений, студий, клубов («Третья пятница», «Волжане», «Жемчужина», «Бродячая @», «Парабола», «Свет», «Тысячелетие»), и начинающие авторы, не зная куда примкнуть, ходят по кругу. С чем это связано?
 

– Думаю, это связано с тем, что в основном пишущая молодежь ищет легких путей в поэзии, места, где гладят по шерсти. Я сама была, кажется, во всех вышеперечисленных культурных образованиях, потому могу уверенно сказать, что за исключением «Третьей пятницы» и «Параболы» – это не более чем клубы по интересам. Любому мастерству надо учиться у мастеров. А во главе этих клубов стоят люди, либо сами только пробующие писать, либо вообще ничего не смыслящие в поэзии. По поводу начинающих, которые ходят по кругу, можно сказать: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Если человек действительно хочет чему-то научиться, то он пойдет к мастерам и не побоится ходить в подмастерьях, чтобы овладеть тем или иным искусством.Эту школу я прошла сама, занимаясь в свое время в двух литобъединениях. Чтобы не ходить кругами, надо определиться: зачем ты пришел в поэзию? Если помелькать, привлечь к себе сиюминутное внимание, тогда – в клуб по интересам. Если же тебе, говоря словами Пастернака, «во всем… хочется дойти до самой сути», то – в мастерскую. Там не так весело, там тебе могут наговорить много нелицеприятного, там тебя могут заставить переделывать одну строку, и ты будешь переделывать ее и неделю, и две, копаясь в собственной душе в поисках единственно нужного слова. («Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», – цитата из Маяковского.) И какой же радостью наполняется душа мастера, когда он видит, как его ученик раз от раза становится все требовательнее, все строже к себе. И в результате на полки книжных магазинов ляжет не малограмотный ширпотреб, портящий вкус читателя, а полноценная книга.
 

– А может, молодому ярославскому поэту вовсе не надо ходить ни по каким литературным объединениям, а просто читать Пушкина, Лермонтова, Есенина, Рубцо-ва – и писать так, как получается?
 

– Надо! Хотя бы потому, что и Пушкин, прежде чем стать Пушкиным, посещал «Зеленую лампу». И Есенин, приехав в столицу, не побежал предлагать свои стихи в те или иные издания. Он пошел к Блоку с мыслью: «Как он скажет, так и будет».
Общение с себе подобными – вот главное условие роста любого творческого человека. «Как получается» – это не критерий оценки. Любого мастера делает мастером недовольство собой. Пока творческий человек будет недоволен собой, он будет стремиться к росту. А недовольство собой как раз и подогревается общением, где тебя не только похвалят, но и по загривку надают. Сам себе вряд ли надаешь по загривку.
Ко мне приходило немало ребят, которые читали и Пушкина, и Есенина, и Рубцова, однако стихи их оставляли желать лучшего. Увы, великие не могут научить, они могут только дать общий уровень культуры.
 

– Как вы относитесь к поэзии в Интернете?
 

– Никак. Я считаю, что начинающим поэтам Интернет сослужил плохую службу, а иных так просто погубил на корню. Интернет – это доска показателей, он не занимается учебным процессом. Молодежь кинулась туда именно за дешевой славой. Многим оказалось вполне достаточно того, что на страничку, где размещены их стихи, заходит имярек и оставляет либо какой-то поощрительный возглас, либо просто отмечается «лайком». (Слово-то какое – «лайк»! На лай похоже.)
Вряд ли подобные реакции будут способствовать творческому росту. Когда интернет-страницы создают уже признанные поэты, то это дело их вкуса. Хорошо известный в мировой паутине ярославский поэт Александр Беляков не ограничивается лишь интернет-популярностью, он публикует свои стихи, как нынче говорят, и на бумажных носителях, т. е. издает стихотворные сборники.
 

– Казалось бы, по большому счету ярославским поэтам грех обижаться на отсутствие внимания. В регионе проводится ежегодный Всероссийский праздник Некрасовской поэзии в музее-усадьбе «Карабиха», стали традиционными Всероссийский поэтический конкурс памяти Константина Васильева, областной детский литературный конкурс «Вдохновение». Помимо отделений Союза российских писателей и Союза писателей России появился Российский союз писателей, Ярославский центр регионального литературоведения, Союз поэтов Ярославля, проходят встречи с читателями, поэтические марафоны, поэтические дуэли, но чего-то все же не хватает. Чего?
 

– Я бы поправила: не «чего», а «кого». Поэтов не хватает. Как-то в разговоре главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев на мой вопрос, велика ли нынче поэтическая почта журнала, ответил: «Очень велика. А печатать нечего». То есть пишущих много, а поэтов – нет, нет личностей, которые бы притягивали к себе, создавали поэтическую ауру.
В Ярославле удивительно разрозненная поэтическая тусовка. В пору моей молодости в городе было всего два литературных объединения – «Старт» при ДК Ярославского моторного завода и «Ярус» при газете «Юность», а поэтическая атмосфера была концентрированнее. Сейчас в Ярославле нет поэтической среды, каждый норовит жить и творить наособицу.
 

– Наш разговор хотелось бы продолжить новостью из Интернета. С 17 по 29 августа по инициативе Приволжской книжной палаты в крупных городах, расположенных на Волге, пройдет акция «Литературный теплоход – Волжская волна 2016». Начнется литературный круиз в Москве, откуда отправится двухпалубный теплоход, рассчитанный на 150 человек. Лайнер побывает в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Ульяновске и Самаре, где будет совершать остановки для проведения однодневных мероприятий и ярмарок. А теперь вопрос. Если на фестиваль пригласят ярославских поэтов, кто бы, на ваш взгляд, Любовь Николаевна, мог достойно представить ярославскую поэзию?
 

– Ой, заинтриговали! Сама хочу! С собой прихватила бы Леонида Советникова и Владимира Перцева. Уж не знаю, насколько достойно представили бы они ярославскую поэзию, но они работают серьезно.
 

– Еще хотелось бы узнать, как реализуется поручение руководителя правления СРП Светланы Василенко по составлению ярославского «вагончика» для очередного выпуска
альманаха «Паровозъ»?

 

– Вагончик отправлен по назначению в конце лета прошлого года и благополучно доехал до Москвы, получив одобрение Светланы Владимировны. Конкретные сроки, в которые ярославский вагончик будет прицеплен к «Паровозу» и отправится в путь, не уточнялись. Будем надеяться, что сие произойдет в этом году.
 

– И последний вопрос. Почему современная поэзия теряет читателей или это совсем не так?
 

– Современная, возможно, и теряет. И теряет именно потому, что и современный читатель нынче тоже где-то потерялся. Ведь хороший читатель – явление не менее редкое, чем хороший поэт. Поэзия – это область подсознания, область чувств. Проникнуться ею – это тоже труд, труд души. Современная же поэзия нынче дала крен в сторону прагматизма, то бишь становится пищей для ума, а не для души. А за судьбу поэзии вообще я спокойна. Хорошие стихи по-прежнему востребованы, и не только в соцсетях, где нынче в большой чести Пушкин, Тютчев, Блок, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, но и в библиотеках.

Беседовал Олег ГОНОЗОВ

"Ярославский агрокурьер" № 14 (14 апреля 2016 г.)

____________

<Маленькие рецензии>

ИЗ ВЕЩЕСТВА ЛЮБВИ

Стихи Ирины Перуновой с самых первых знакомых мне строк с такими деталями, как «коммунальный фонарь» или летящий камень, по вскрику становящийся воробьём на всю свою воробьиную отныне жизнь, сразу захватили воображение какой-то удивительной предметной памятью событий. А в книге «Коробок» собраны и тем самым сохранены от забвения и привычного нам всем человеческого невнимания, как в детстве кусочки битых чашек и блюдец с фрагментами цветных узоров, мгновения уже не времени, выхваченные из его потока, а какого-то дорогого сердцу вещества любви. И вот открываешь этот «Коробок», вглядываешься и вслушиваешься в эти краски, звучания и смыслы, и тихо радуешься и удивляешься несметному их богатству, преисполняешься какой-то детской первозданной радостью, полузабытой в привычном и безжалостном взрослом мире.

О! эти вещицы находил и сохранял не какой-нибудь транжира-Бродский, фиксировавший что-то по ходу движения мысли и взгляда! Зафиксировал – и потерял к ним собственный интерес! А здесь совсем-совсем другое дело! Этими сокровищами поделишься разве что с самыми близкими друзьями, с теми, кто настроен на такую же волну неожиданных открытий!

«Коробок» – это такой модуль, как в «Аватаре», только работающий наоборот: там – закрываешься в нём и перевоплощаешься для иной жизни, а здесь скорее как в театре – открывается книга, как занавес, и начинается что-то живое и подлинное, чего в реальной жизни почему-то не замечал…

Но это не театральность подмены, потому что нет и следа пафосности, в той или иной мере, хотя бы через декламацию речи, всегда присутствующей в театральном действе. И если бы здесь, в предложенной автором «Коробка» жизни, эта ненужная пафосность проявилась хоть на мгновение, в то же мгновение она убила бы превращённого из камня воробья на лету!

Более внимательного к миру автора и человека, чем Ирина Перунова, трудно найти. Её лирические «я» зачастую сродни тем, кто не пашет и не сеет, и не заботится о завтрашнем дне, т.е.  заботится как-то, но вот именно, что как-то, скорее уповая на какой-то восклик, какую-то вдруг приходящую благодать… А обойтись можно и малым, как-то само-собой… Но и большей живучести, подлинности и какой-то удивительной сроднённости с миром у этих лирических «я» представить трудно! Из почти что ничего, из привычной обыденности посредством невероятной чуткости и непостижимой интуиции выхватываются эти звучания и смыслы, и узоры их оказываются такими неожиданными и притягательными, что трудно от них оторваться!

Но если бы только это! Калейдоскоп отдельных фрагментов? А вот и нет! По мере прочтения книги нарастает понимание, что открывается многомерность связей – временнЫх и пространственных одновременно, а это те оси, которые позволяют воспринимать все эти запечатлённые мгновенности в их единстве, как целостность явленного нам мира, как та, восстановленная из разбитых и рассеянных кусочков чашка во всей своей целостности, в которой «как все» равновелико каждому имени и предмету, в том числе и неназванному или забытому!

Как минет год со дня моей

непредугаданной кончины,

не собирай домой друзей –

без объяснений, без причины.

Уж где-нибудь и как-нибудь

сумеют сами помянуть.

 

«Всего-то год. И год уже», –

вот всё, что на сердце шепнётся.

Ты прогуляйся, пусть бомжей

озябших стайка встрепенётся,

когда подашь, что Бог пошлёт

тебе в тот день, как минет год.

 

Подай старухе вековой,

торгующей какой-то рванью,

мой полушубок меховой –

авось не разразится бранью.

И милой девочке, в трамвай

спешащей как-то угловато,

ты руку ласково подай,

как подавал и мне когда-то.

 

Купи поджаристый батон,

располовинь (прости мороку) –

одною накорми ворон,

другою – прочую сороку.

А хочешь, всё наоборот:

Зови гостей, затепли свечи!

Любимый, только б минул год,

Там будет легче, легче, легче.

Удивительное сочетание указательных глаголов в окружении каких-то временнЫх, зыбких по природе своей, неопределённостей, когда прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно целое, когда времени по сути никакого уже и нет и совершенно неважно, что и как происходит или будет происходить. Но все эти приблизительности: «где-нибудь», «как-нибудь», «в тот день», «какой-то рванью», «как-то угловато», «и мне когда-то», даже «прочую сороку» – не то что не раздражают, наоборот, вызывают необыкновенное чувство высвобождения из времени! И в этой связи заключительное «Там» из того же ряда неопределённостей – абсолютное попадание! Оно, это «Там», – уже непроходное что-то, оно, если кто-то не заметил, – с Прописной буквы: нечто пограничное: и вневременное и пространственное одновременно хотя бы по отношению к подразумеваемому «здесь», в зависимости откуда куда направлен взгляд, а он может быть направлен как оттуда сюда, так и наоборот. Вот такое лирическое стихотворение безусловно принадлежит к лучшему, что есть  в русской лирике, и таких по проникновенной точности строк в книге Ирины Перуновой очень много, поэтому хочется от всего сердца поблагодарить Ирину за доставленную и эстетическую, и духовную радость!

Леонид Советников

<январь 2016>

 

 

Ярославское региональное отделение ООО СРП, 2009. Рейтинг@Mail.ru