Ярославское региональное отделение

общероссийской общественной организации

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

НАВИГАЦИЯ

Архив

 

ПАРТНЕРСКИЕ САЙТЫ

 

 

Архив 2011 г.

В ночь с 14 на 15 января, около 24 часов умер замечательный писатель Александр Викторович Коноплин. 

Он родился в 1926 году в Ярославле, в семье научного сотрудника системы Главсевморпуть. В 1942 году его отец погиб на войне, а семнадцатилетний Александр, едва окончив среднюю школу, ушел на фронт.
Участвовал в освобождении белорусских и польских городов, в том числе Варшавы; воевал в Германии.
В 1948 году сержант Коноплин был арестован органами контрразведки СМЕРШ по обвинению в шпионаже в пользу США, 11 месяцев провел в одиночке, 7 раз был в карцере. Затем был осужден по обвинению в антисоветской агитации и с 1949 по 1954 отбывал наказание в Унжлаге и Краслаге. Реабилитирован в 1956 году.
Вернувшись в Ярославль, окончил Ивановское художественное училище и Московский полиграфический институт. Работал корреспондентом на телевидении, редактором Верхне-Волжского книжного издательства, учителем в школе рабочей молодежи; в свободное время писал прозу.
17 января, во вторник, в 11:00 - состоится гражданская панихида, в новом 
ритуальном зале, возле Леонтьевского храма. Отпевание в 12:00 в Леонтьевском храме.
О жизни и творчестве Александра Викторовича можно прочитать здесь:
http://www.hrono.ru/avtory/parus/konoplin.php
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4880135/
http://www.predloji.ru/catalogfiles/9/193577

_________

11 ноября - в день шести единиц в древнем Ростове в читальном зале городской библиотеки прошел вечер "Творческий мир Олега Гонозова". Член Союза российских писателей и Союза журналистов России

Олег Сергеевич Гонозов поделился с собравшимися своими творческими планами, рассказал, как пришел в литературу и журналистику. Сотруд-ники библиотеки подготовили к встрече видеопрезентацию книг автора. Помимо коллег по газетному цеху, библио-текарей и давних друзей Олега Гонозова на встрече было много молодежи. Все пришедшие  в это день в библиотеку получили в подарок одну из первых книг ярославского писателя с автог-рафом автора.

Олег Гонозов (14.11.11)

_________

«Томов премногих тяжелей»

8 октября юношеская библиотека им. Н. А. Некрасова пригласила всех желающих на день рождения сборника «Вдохновение». Эта небольшая по объёму, но ценная по содержанию брошюра стала логическим завершением одноимённого литературного конкурса среди школьников и студентов, организованного в конце 2010 года библиотекой и Ярославским региональным отделением Союза российских писателей.

В конкурсе приняли участие 26 человек в возрасте от 10 до 16 лет, всего были представлены 64 работы. В сборник включены произведения 16 авторов – 12 стихотворений и 10 рассказов. Возглавлял жюри конкурса председатель Ярославского регионального отделения Союза российских писателей Владимир Перцев, он же помог юным поэтам и прозаикам сгладить явные шероховатости в их текстах.

Праздник книги открылся фотогалереей «Литературная студия «Вдохновение»: один год работы» – на демонстрационном экране были отображены занятия и поездки, участие в различных конкурсах и Некрасовском празднике поэзии в Карабихе. Яркий лирический настрой создала фортепианная пьеса Джеймса Ласта в исполнении воспитанницы студии, выпускницы музыкальной школы Галины Поздняковой.

После того, как счастливые обладатели авторских экземпляров книги познакомили собравшихся со своими новыми произведениями, Владимир Перцев посоветовал ребятам не полагаться на волю вдохновения, а подвергать свои творческие работы «шлифовке и огранке» – именно для этого и нужны занятия в литературной студии!

Любовь Мельникова,

сотрудник юношеской библиотеки им. Н. А. Некрасова

(газета «Северный край», 2011, 26 октября, № 185. – с.3).

 

Мы остаёмся ополченцами не всеми преданного Слова

1 октября в ярославской юношеской библиотеке имени Н. А. Некрасова состоялся мастер-класс поэ-та и публициста Юрия Кублановского. Инициатором его проведения стал председатель Ярославского региональ-ного отделения Союза Российских писателей, поэт Владимир  Перцев.

 Есть ли литература в Яро-славле? На эту тему в последние годы рассуждали многие поэты, писатели, журналисты, читатели. Хотелось бы вопрос поставить несколько иначе. Будет ли продолжение у ярославской литературы?

Вот уже девятый год собирается на свои заседания в юношеской библиотеке имени Н. А. Некрасова на улице Вольной творческая молодёжь из литературного объединения «Третья пятница». В этом союзе, которым руководит поэт Любовь Новикова, немало талантливых поэтов – Ольга Люсова, Виктор Левашов, Игорь Мельников, Дима Васильевский и многие другие. Конечно, те, кто занимается здесь, не нуждается в азах поэтического мастерства. Это вполне зрелые поэты.     

Идея создать литературную студию для тех, кто только-только открывает для себя Слово, пытается выразить свои чувства, переживания, своё отношение к миру в стихах, прозе, возникла год назад у Владимира Перцева. Итогом работы, организованной им литстудии «Вдохновение», стал  выпуск литературного сборника с одноимённым названием. В него вошли стихи и рассказы учащихся школ города и области. Владимир Юрьевич работал с каждым автором отдельно, согласовывая малейшие изменения в тексте. Вот бы так составлял свою скандальную «Ярославскую поэтическую антологию» Василий Пономаренко.

 Кто знает, возможно, среди авторов сборника «Вдохновение» есть те, кем ещё будет гордиться Ярославская земля. Небольшая  по объёму книга, вышедшая тиражом 125 экземпляров, была передана Юрию Михайловичу Кублановскому при проведении им мастер-класса для студийцев. На эту встречу Владимир Перцев пригласил и других молодых ярославских поэтов.

 Московскому гостю был торжественно преподнесён ещё один подарок. Специально к этой встрече сотрудница библиотеки Любовь Мельникова подготовила издание «Краткая библиография творчества Юрия Кублановского». Включено в это пособие более двухсот источников о жизни  и творчестве мастера. В качестве  эпиграфа были выбраны слова самого поэта: «Мы остаёмся ополченцами не всеми преданного Слова». Мастер-класс с теми, кто в мире дельцов и политиков-карьеристов остался верен поэзии, Юрий  Кублановский  начал с рассказа о своём творческом пути.

Слово ведёт поэта. В этом убедился Юрий Михайлович на собственном примере. Он родился в Рыбинске, с десяти лет занимался в изостудии,  мечтал стать художником. А в пятнадцать лет настолько увлёкся поэзией, что поехал в Москву, показал свои стихи Андрею Вознесенскому и получил от него одобрительный отклик. Казалось бы,  путь в поэзию открыт. И снова поворот судьбы. Кублановский поступает на отделение искусствоведения исторического факультета МГУ, выдержав конкурс 22 человека на место. Поэзия и здесь его не отпустила. В студенческие годы он становится одним из основателей неформальной поэтической группы СМОГ (Смелость. Мысль. Образ. Глубина.). Поэзия осталась с ним, когда он работал экскурсоводом на Соловках, в Кирилло-Белозёрском, Ферапонтовом музеях, в Муранове.  Этот урок о судьбе и силе Слова, думается, был не бесполезен молодым авторам.

Иногда о человеке, его пристрастиях можно судить по деталям. Когда Кублановский увидел в читальном зале библиотеки, где проходил мастер- класс, стеллажи с «толстыми» журналами, в его глазах появилась радость, а со своим родным «Новым миром» он словно поздоровался –  провёл рукой по корешкам журналов. Очень печалился, что книга умирает. Для него это личная трагедия. Сказал, что во Франции люди почти не читают. Книжная культура в мире находится на грани уничтожения. Что ответит человечество на этот вызов времени?

По мнению Кублановского, сейчас поэту сложнее закалить душу, сформировать характер. Лично он в молодые годы знал своего врага потому, что раньше зло было осязаемо. Сейчас зло стало метафизичней, оно словно разлито в воздухе. Сопротивляясь пропагандистскому тоталитарному аппарату, Кублановский нашёл тогда для себя выход – самиздат. Его письмо в защиту Александра Солженицына, стихи, изданные самиздатовским способом, были напечатаны на Западе в сборниках и альманахах. В 1981 году в США выходит первая книга поэта «Избранное», составленная Иосифом Бродским. Кублановского лишают права работать по профессии. В Крещенские дни 1982 года был произведён обыск в его квартире: простукивали стены, протыкали подушки. Поэта привезли на Лубянку и предложили уехать из страны. В Россию он вернулся через восемь лет.  Рассказывал всё это Юрий Михайлович не случайно. Хоть и не просто было в советское время прорваться живому Слову к людям, но оно имело вес. Сейчас же значение Слова девальвировано. Интересны были рассуждения мастера о собственных творческих задачах, поставленных ещё в молодые годы: добиться новизны в каноне, не скатиться в эклектику, построить мостик от соцреализма к поэзии 19 – начала 20 веков.  Опираясь на свой поэтический и жизненный опыт, он дал совет начинающим поэтам: читать хорошие книги, совершенствовать своё мастерство,  быть независимым в своих суждениях. Поэзия – это не изящная словесность. За текстом должна стоять личность. У поэта должен быть свой микрокосмос. Эти размышления послужили прологом к чтению стихов теми, кто пришёл на встречу с мастером. В стихотворении Дарьи Кожановой  он обратил внимание на удивительное сравнение капли с дождевой икринкой. Подметил  даровитость стихов Владислава Шашкина, но посоветовал ему не расходовать свой талант на написание акростихов. Стихи Софии Перцевой назвал хорошими, посоветовав обращать внимание на точность деталей. В стихотворении Артёма Тимофеева восхитился изобретённым поэтом словом «мнитель».  Поэт Евгений Коновалов прочитал стихи из своего нового сборника и по просьбе Кублановского подарил ему свою книгу. Принимая в дар от сотрудников библиотеки новую книгу Любови Новиковой «Задыхаясь от боли», Юрий Михайлович сказал, что это талантливый поэт. Из прозаиков добрые слова им были сказаны в адрес нашего земляка Николая Смирнова. Вспомнил он и поэта-фронтовика, увлечённого некрасоведением Вячеслава Вацлавовича Рымашевского, с которым, кстати, юношеская библиотека сотрудничала долгие годы.

В конце встречи Юрий Михайлович подарил свой сборник стихотворений «Посвящается Волге» молодым поэтам. Членам литературной студии удалось взять интервью у мастера для своего будущего журнала.

 

                                                                              Людмила Климова

____________

 

Васильевские чтения - 2011

13 и 14 августа в Ярославле прошли ежегодные Васильевские чтения, в память поэта Константина Васильева.

 

 

13 августа в здании филологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского прошла научная конференция, посвященная памяти Н.Н. Пайкова.

 

 

 

 

 

 

Второй день Васильевских чтений был посвящен встрече с финалистами и победителями поэтического конкурса «Чем жива душа». Это название – строку из стихотворения Константина Васильева – предложил в прошлом году Николай Николаевич Пайков. 

В жюри конкурса «Чем жива душа» 2011 года вошли Е.А. Ермолин, Н.А. Папоркова, Т.М. Рыкова, А.Ю. Беляков, В.А. Серов и М.Г. Пономарева.  

В конкурсе участвовали поэты из разных городов. Финалистами стали:

Наталья Панишева (Вятка)

Наталья Козвонина (Вятка)

Евгения Коробкова (Челябинск)

Надежда Кудричева (Ярославль)

Анна Толкачёва (Углич)

Тимур Бикбулатов (Ярославль)

Роман Рубанов (Курская область)

Любовь Страхова (Ярославль)

Ирина Макарова (Москва)

Лариса Керчина (Москва)

Николай Вихарев (Ярославль)

Сандра Калинина (Ярославль)

Елена Ивахненко (Рыбинск)

Кирилл Тихомиров (Углич)

Татьяна Мурашова (Армавир)

Александр Богачук (Ярославль)

Инна Черноволова (Ярославская область)

Олеся Михейко (Углич)                                                                          (дипломанты)

Евгений Гусев (Ярославль)

Валерий Архипов (Вологда)

Дипломы получили следующие авторы: Наталья Панишева  (2 диплома: гран-при и за лучшее стихотворение), Наталья Козвонина  (диплом 1 степени), Евгения Коробкова , Надежда Кудричева  (дипломы 2 степени), Анна Толкачева, Тимур Бикбулатов и Роман Рубанов (дипломы 3 степени).

Также четыре финалиста получили специальные дипломы за отдельные художественные достижения: Евгения Коробкова, Николай Вихарев, Елена Ивахненко и Лариса Керчина.

К сожалению, не все финалисты смогли приехать, но их стихотворения прозвучали со сцены. Представляем вашему вниманию избранные стихотворения победителей.

Наталья Панишева

* * *

 

Неподкованный конь выходил на просторы стола,

Журавли косяками летели по белым страницам,

А она и вино разлила и долги раздала,

Ей осталось исполнить одно обещание – сниться.

 

Мотылёк полетит на потушенный ею огонь,

Соловей захлебнётся руладой на пятом колене

И ударят часы. И пойдёт неподкованный конь

Вкруг да около кола на туго натянутой ленте.

 

Наши яблони держат сто тысяч грехов на весу.

Мотыльки вкруг потушенных ламп по привычке летают.

А она, собираясь к нему, заплетает косу.

Хоть косы уже нет много лет, всё равно заплетает.

 

На тяжёлые весла привычно ложится рука.

Тишина опускает еловые синие лапы.

Только падают яблоки. Только мерцает река.

Только бабочки бьются о купол потушенной лампы.

 

(Вятка)

 

Наталья Козвонина

 В Гефсиманском саду

 

Цветущий сад стоял в горячей пыли,

От зноя укрываясь темнотой,

Печально облака густые плыли,

Неровно освещенные луной.

 

И тени их текли к Его одеждам,

А Он молчал. Он знал, что надо ждать –

Все прояснится. Станет неизбежным

Не смерть – а жизнь, не боль – а благодать.

 

(Вятка)

 

Евгения Коробкова

Поэзия

М.З.

 

Это Игорь Владимирович Вишев,

слепой старик.

Катающийся на лыжах

в парке Гагарина.

Чтобы зрячая жена

не отстала и не потерялась, -

Он привязывает к затылку маленький фонарик.

 

(Челябинск)

 

 Надежда Кудричева

 * * *

 

Свет серебряный, сон земной,

задержись на моём крылечке,

по колечку на каждый пальчик

ни к чему, помолчи со мной.

 

Сон серебряный, свет очей,

научи не читать печали,

плачут ангелы за плечами,

правый в пятом ряду ничей.

 

Свет сиреневый, сон в ладонь,

утоли маету земную,

облака переименую,

ты одно наречёшь юдоль.

 

Сон сиреневый, свет строки

обнимает, кошачьим шагом

мы уходим по-над оврагом,

и звенят колокольчики.

 

(Ярославль)

 

Анна Толкачева

Я - музыка

 

Звено в цепи

Безумцев и скитальцев,

Иди за мной.

Я – музыка.

Я – дрожь горячих пальцев

Над сорванной струной.

 

И ожерельем ласковым

На шею

Ложится тьма…

Чужих имен

Я повторять не смею,

Придумаю сама.

 

Приду в бреду –

Воспользуюсь лазейкой

Случайных снов.

Как лето пахнет

Мокрою скамейкой

И множеством миров!

                          

(Углич)

 

Тимур Бикбулатов

Соната   

 

Завещаю себе тебя.

                           Не пинай дежурного клоуна.

Запрещаю, собой скрипя –

                           Ты не вся об меня переломана.

За плечами тоски не спят –

                           Лучше влет между раковин век ударь.

Завершаю собой тебя.

                            Не вкорячить тебя в мое некуда.

Упрощаю тебе. Устал.

                            Я не буду твоим угощением.

Я прощаю себя. Кем стал? –

                            Украшением? Укрощением?

Разрешаю тебе пристать -

                            Потроши меня по-хорошему.     

Развращаю. Не перестать.

                            Ты с какого меня взъерошила?

Унижай. Не забудь слизать

                            Все мое, что с испугу выжала.

Уезжай. Не к столу слеза.

                            Просто снова некстати выжила.

И не жаль. Больно, если за

                             Этим жалом - вампирный умысел

Мне не жаль – я  привык слезать

                             С игл неба, ведь там ни к чему мы все.

Умоляю, иди в отгул

                             Я и так уже много выскулил.

Уваляю себя в снегу

                             Там, где волки добычу рыскали.

Увольняю, но сберегу –

                             Не хочу слишком долго маяться. 

Увиляю, когда смогу.

                             Ведь не каждый тобой ломается.

Что ж ты ноешь, как выпь в трубу?

                             Счет закрыт – ничего не выставить.

Спараноишь себе судьбу -

                             И сама же к себе на исповедь!

Не дано лишь меня. Забудь

                             Все, что было на грязных лестницах

Все равно между этих букв

                             Ни одна твоя не уместится!!!

                                     

(Ярославль)

 

Роман Рубанов

*  *  *

 

Летит лист –

Бывшая задача по геометрии,

Глядит клёст –

Бывшая птица, а ныне – чучело,

Звучит твист

Популярный в прошлом столетии,

Поджал хвост

Кобель в ожидании лучшего.

 

Закрыл дверь

Хозяин в свою комнату,

Забыл хворь

Старик бегущий за поездом.

Идёт зверь,

От него несёт копотью,

А он несёт хор

Таких же зверей, за поясом.

 

Трубит в рог

Ангел из Откровения,

Пророк жив,

Но чувствует, что не вынесет,

И ждёт Бог

Новое поколение

Из зёрен добрых, которое может вырасти.

                                        

(Курская область)

____________

Этнокузня-2011

4 августа состоялся очередной Усадебник рыбинского фолк-музыканта Мити Кузнецова. «Усадебник» - это форма вечера-концерта, счастливо найденная Митей около года назад. История такова: не так давно он с семейством поселился в старом доме за Волгой, возле Иверского храма,  и вот наличие собственного сада подвигло музыканта использовать этот сад как концертную площадку. На заднем дворе построили небольшую деревянную сцену, на стену дома прибили логотип «Этнокузня»… и понеслось-заигралось. В начале даже особой рекламы не было (сейчас, впрочем, тоже), однако народ прознал откуда-то об Усадебниках и потянулся в Митину усадьбу…

Обычно Усадебники – это прежде всего  этномузыка, оно и понятно. Но недавний концерт, а лучше сказать – фестиваль, отличался немного другим форматом. Рыбинцы помнят клуб акустической музыки «Кактус», действовавший в городе в 90-е годы. Времена изменились, «Кактус» как-то сошёл на нет... 15 лет «Кактус» не цвёл, а теперь вот расцвёл, прямо в Митином саду. Конечно, не сам по себе, акция была тщательно спланирована: приглашены многие участники прежних фестивалей, иногда уже их выросшие дети, но и обновлений было немало… Один из «удавшихся экспериментов», как выразился Митя, он же режиссёр, - литературно-музыкальная композиция из музыки струнного квартета и стихов Надежды Папорковой и Ольги Коробковой.  Представьте: маленькая сцена, на сцене играют скрипки, флейты и виолончели, звучит инструментальная классика… и на её фоне – стихи. Получились такие  «сообщающиеся сосуды», когда одно стихотворение плавно перетекало в другое, а музыка – в стихи. Сам Митя говорил потом, что был тронут почти до слёз, настолько это вышло пронзительно и красиво.

Усадебники будут продолжаться, ждём следующего лета,  посмотрим, какие ещё сюрпризы возможны при тесном сотрудничестве поэтов и музыкантов, а главное – в состоянии творческой  открытости всему новому.

Ольга Коробкова

24.08.2011

Рыбинск

____________

Праздник поэзии

В Карабиху, к Некрасову

2 июля в музее-заповеднике «Карабиха» состоялся 44 Всероссийский Некрасовский праздник поэзии, в котором приняли участие и   представители ярославского отделения Союза российских писателей Владимир Перцев, Любовь Новикова, Олег Гонозов, Ирина Грицук-Галицкая.

Прошедший в этом году Некрасовский праздник поэзии можно по праву назвать современной литературной Меккой. Поклониться Поэту и Гражданину  приехал цвет российской литературы: уроженец Рыбинска, поэт, доктор философских наук Константин Кедров, литературный критик и литературовед Лев А́ннинский, неоднократный лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, создатель серии «Жизнь замечательных детей» Валерий Воскобойников, главный редактор журнала «Юность», поэт Валерий Дударев, его заместитель критик Игорь Михайлов,  заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков, член русского Пен-клуба, поэт Елена Кацюба, член Союза писателей Москвы, председатель оргкомитета фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского Сергей Белорусец. И это далеко не полный список. Из-за тридевять земель приехал в Карабиху большой поклонник Некрасова - болгарский поэт Йордан Милев. 

Так что было кого послушать, было чему поучиться. Наши литераторы скромно передали Павлу Крючкову для знакомства ярославский литературный сборник «Губернаторский сад», который он обещал прочитать и включить в литобзор «Нового мира».

Накануне праздника в музее-усадьбе Карабиха прошел VIII семинар молодых детских писателей, пишущих для детей. От Ярославля с короткими стихами на нем была представлена поэтесса Анастасия Орлова (на снимке).

Олег Гонозов (фото автора)

_____________

Вечер памяти поэта

17 мая в юношеской библиотеке имени Некрасова города Ярославля состоялся памятный вечер Николая Гоголева. Организаторами вечера выступили: Ярославское отделение Союза российских писателей и юношеская библиотека. Среди приглашённых были писатели, работники библиотек, читатели. Вечер вела заведующая библиотекой Климова Л.М.

Памятное слово о Николае Сергеевиче Гоголеве зачитала Любовь Владимировна Мельникова. Так же несколько слов сказал о поэте председатель правления ЯРО СРП В.Ю.Перцев. Для многих собравшихся имя Николая Гоголева явилось открытием. Представленные на стенде книжки и газетные публикации дали некоторое представление о творчестве поэта. К сожалению, в меньшей степени пока известно о Николае Гоголеве, как о замечательном оригинальном прозаике и эссеисте . Своими воспоминаниями на вечере поделился приехавший из Рыбинска Владимир Васильевич Смирнов, долгие годы, со студенческой скамьи, знавший Николая Сергеевича Гоголева. Владимир Васильевич, сам поэт и замечательный рассказчик, нарисовал перед слушателями живой, узнаваемый портрет друга и сопроводил его чтением неопубликованных стихотворений Николая Гоголева из своей тетради.

Проникновенно и благодарно, как об одном из своих наставников и старшем друге, о поэте говорила поэт Надежда Папоркова. Она также прочитала несколько стихотворений Николая Сергеевича. Среди выступавших были поэты Тамара Пирогова и Владимир Поваров. Последний подарил библиотеке автограф своего стихотворения, посвящённого Николаю Гоголеву.

 

____________

 

Памяти Николая Гоголева
Пришло известие, что умер рыбинский поэт и прозаик Николай Гоголев. Нестарым, он с 1948 года.
Жил Гоголев вдали от литературных сфер, публиковал немного и некоторое время назад ретивыми коллегами даже был выведен за некомпанейскость из состава писательской организации Союза российских писателей. 
Обитал он в последние годы в сельской усадьбе, с которой были связаны его родовые корни и которую вновь, спустя десятилетия, он обживал со своими родственниками.

Сайт усадьбы здесь: Артемьево - провинциальная дворянская усадьба
Там можно найти и произведения Гоголева, вот одно из них:

Старый поэт
                “Тот, кто предан золотой середине…”
                                                                 Гораций
Бронзовый лекиф. Коринфская работа.
Скифская застёжка. Золотые львы.
Под сентябрьским солнцем беглая дремота.
Серебро склонённой лёгкой головы.
А последней одой Август недоволен:
Он хвалы себе в ней отыскать не смог.
Облака плывут в лоно тайной воли.
Пробует листву олив мягкий ветерок.
Есть на свете многое, от чего, Гораций,
Не укрыться, не забыться в дворике своём.
Дышит кубок теплотой чистого багрянца,
И прохладной тишиной дышит водоём.
Видно, ждать недолго зова Прозерпины –
Не хватает роздыха в дали голубой.
А трудней всего дышать в самой середине.
Тяжко серединой жить, даже золотой.

Обращу внимание на масштабный труд Гоголева "Энциклопедия средневековья", в электронном виде он тоже есть на сайте.
И вот еще моя рецензия 2002 года, на книжку Н.Г.: 
Книга рыбинского писателя Николая Гоголева «Улыбка в ночи» начинается неожиданно: родословной таблицей. В ней - имена предков автора. И больше, чем наполовину, книга посвящена им, дедам и прадедам. Это бесхитростный, задушевный, подробный рассказ о людях, которые были. Они были - и уже это представляет для автора ценность. И не только потому, что именно благодаря им он появился на свет. Но и сами эти люди - купцы, городские обыватели, «просто граждане России» - умели быть. Не просто выживали - жили: честно и достойно. 
Гоголев выступает как певец и адвокат. На суде истории он защищает своих предков - Кувалдиных, Миклютиных, Крашенинниковых - от тех обвинений и поклепов, которые возводило на них время (за неправильное происхождение, за то, что слишком хорошо умели работать, что научились лишнему...). Читаешь и думаешь: сволочная все-таки была у нас эпоха. Что за страна, что за время! Отбирали как раз самых лучших, чтобы примерно их наказать, растоптать, уничтожить. Но время говорило свое, а человек говорил и делал свое. И как странно, как правдиво соединились в роду у Гоголева (по материнской линии) купцы и народоволец, офицер-эмигрант и замнаркома путей сообщения (а после - лагерник)... Как тонко умеет рассказчик передать аромат личности - то, что легче всего потерять «при пересылке». 
Еще в книге есть два рассказа: один из древнеримской жизни (с мистическим уклоном), другой о Франсуа Вийоне. «Он умер с собственным ножом в боку, успев разглядеть перед смертью своего убийцу и понять простую и страшную истину: Судьба сплела для него петлю - такой странный жребий ему выпал, такая кара придумана»... А завершает книгу цикл «микров» под названием «Жизненный опыт как сумма ошибок». Это шутливые мемуары, иногда с горчинкой. Каждая микроновелла имеет заголовок, начинающийся со слова «однажды». А кончается она обычно выводом, который что-то скажет и о жизни, и о рассказчике. 
Книгу Гоголева, изданную «Рыбинским подворьем», трудно с чем-то сравнивать. В ней постоянно присутствует автор - человек замечательный: живой, открытый миру, простой (но не простоватый). Он опытен, но его опыт не разочаровал нашего автора в жизни и людях. Только научил смотреть на мир с улыбкой. Веселой, грустной, иронической, приязненной, нежной. Улыбкой в ночи.

Евгений Ермолин (памяти Николая Гоголева)

17.04.2011.


_________

Встретились с губернатором

1 марта 2011 года губернатор области Сергей Вахруков встретился с ярославскими писателями, представлявшими оба писательских союза. От регионального отделения Союза российских писателей на встрече присутствовали Владимир Перцев, Евгений Ермолин, Александр Антонов, Олег Гонозов, Любовь Новикова, Борис Фарафонтов, Ирина Грицук и Владимир Колабухин.

Речь на встрече шла о мерах поддержки писательских организаций региональной властью, создании экспертного совета, который будет рекомендовать книги ярославских авторов к изданию за счет бюджетного финансирования, создании литературного портала с произведениями ярославских писателей и литературного журнала.

Состав экспертного совета должен быть сформирован до 1 апреля, а литературный журнал планируется выпустить силами обеих писательских организаций уже в этом году в количестве двух номеров.

В прошлом году, по словам губернатора, при поддержке областных властей увидели свет 15 изданий, на что из бюджета области было потрачено свыше двух миллионов рублей.

____________

 

У «Вдохновения» будет продолжение

29 января в юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова чествовали победителей литературного конкурса среди школьников и студентов «Вдохновение», идею проведения которого выдвинули в октябре 2010 года сотрудники этой библиотеки.

 Конкурс стал продолжением, а точнее – даже началом работы открытой здесь литературной студии. Вот уже четвёртый месяц каждую субботу поэт и художник Владимир Перцев прививает навыки писательского труда ребятам, приезжающим сюда из разных районов областного центра.

На конкурс откликнулись 26 человек – учащиеся ярославских школ № 1, 4, 42, 43, 51, 55, 58, гимназий № 2 и 3, Провинциального колледжа, семиклассница гаврилов-ямской школы № 1 Анастасия Долган, а также трое студентов. Всего на рассмотрение жюри поступило 40 поэтических и 24 прозаических произведения. После жарких дискуссий компетентное жюри назвало имена 14 призёров в двух возрастных группах – среди учащихся пятых – восьмых классов и среди старшеклассников и студентов.

Самой первой на конкурс поступила работа 11-летнего Константина Старикова (школа № 42). Его рассуждения о том, как написать рассказ, изобиловали интересной игрой слов и были удостоены диплома 3-й степени.

Творческие работы отличались большой разноплановостью. Рассказ 12-летней Оксаны Мамоновой (школа № 42) о дачных приключениях кошки Анфисы председатель конкурс-ной комиссии Владимир Перцев признал лучшим. Семиклассница Аста Михайлова (гимназия № 2) очень поэтично описывает городской парк, сыгравший важную роль в сближении членов семьи: «Когда мне было лет шесть, папа привёл меня сюда, и я впервые увидела арку, вводящую нас в этот парк. Тогда был уже вечер, и солнце медленно и красиво садилось за горизонт, оно было подобно великой актрисе, уходящей со сцены с ослепительным блеском».

Семиклассница Галина Позднякова (школа № 43) в своём рассказе «Разве могло быть иначе...» размышляет о близком ей человеке: «Помню, как когда-то давно мы вместе гуляли по великолепной набережной города, звонко смеясь, смеясь так, как никто не смеялся в этом городе. Эхо подобно бабочке пролетало над серыми крышами, залетая в открытые окна, проносясь мимо спешащих куда-то машин, мимо звенящих трамваев и огромных автобусов, поднимаясь в голубое небо и растворяясь где-то далеко-далеко...».

Чувствительности, не знающей границ, и человеку, который отказался от сердца, чтобы не испытывать боли, посвящён рассказ десятиклассницы Ульяны Быстрицкой (школа № 4) «Легенда нашего времени», построенный в форме интригующего диалога.

Тему одиночества по-разному раскрывают в своих новеллах десятиклассница Алёна Муравьёва (школа № 4), девятиклассница Надежда Мартюшева (школа № 58), семиклассница Александра Осипова (гимназия № 2). «Иногда одиночество гораздо приятнее» – к такому выводу приходит лирическая героиня рассказа десятиклассницы Елизаветы Тюриной (Провинциальный колледж) «Однажды вечером».

Многим произведениям юных поэтов присущи глубина содержания и неплохая техника стиха. Современны строки победительницы конкурса в старшей возрастной группе десятиклассницы Дарьи Кожановой (гимназия № 2). Автор не просто стремится выразить свои чувства, а кропотливо работает над словом: «Я снимаю с себя полномочия, / Моя миссия здесь окончена – / Отвечать за грешки и грехи / Всего мира, вскрывая стихи».

Фантазией шестиклассницы Алёны Фроловой (школа № 1) создан неожиданный образ Музы – озорной, смешливой девчонки-сладкоежки: «Муза, ну где ты там ходишь?.. (...) Снова на дереве плачешь? / Снова жалеешь о мире? / Снова ты кошку гладишь? / Снова стреляешь в тире? / Или читаешь книжку, / Где ведьма такая гадкая? / Иль доедаешь коврижку, / Ту, которая сладкая?».

Десятиклассница София Перцева (школа № 51) придерживается чёткого стихотворного размера и мастерски передаёт состояние своей души: «Осень в город заходит, / Тихо дверь отворив. / Дождь по улицам бродит, / Напевает мотив. / Он идёт еле слышно, / Только плачет душа. / Почему же так вышло, / Что печаль хороша?..».

Семиклассница Варвара Худякова (школа № 43) приятно поражает философской лирикой: «Я хочу полететь, / Но летаю я вниз. / Я могу не успеть / Прожить эту жизнь...».

По завершении церемонии награждения любой желающий мог поделиться своими впечатлениями. Одна из юных гостей откровенно призналась, что шла на встречу без особого энтузиазма, с намерением поспать в библиотеке, но поддержать эту «студенческую традицию» ей не удалось. Преподаватель литературы и русского языка гимназии № 2 Наталия Строгалева рассказала собравшимся о руководимом ею литературном кружке «Пошуршим», среди воспитанниц которого и Аста Михайлова, получившая диплом 3-й степени за рассказ «Поехали в парк», и Александра Осипова, чей рассказ «Ветер» был особо отмечен жюри.

Ирина Шихваргер, сотрудник центральной городской библиотеки им М. Ю. Лермонтова, поблагодарила выступавших за то, что не услышала ничего банального, и пожелала начинающим поэтам и прозаикам сохранять творческую напряжённость. «Вечер, – заметила она, – ставит многоточие и зовёт к продолжению».

 

Любовь Мельникова, сотрудник юношеской библиотеки им. Н. А. Некрасова

____________

 

Девятый день

Здесь жил и работал российский поэт

25 января 2011 года в Ярославле, в общежитии, где жил поэт Василий Галюдкин, коллеги по перу провели литературный вечер его памяти.

Свой последний приют и вечный покой Василий Иванович Галюдкин обрел на Осташинском кладбище. Его похоронили по православному обряду. И как всегда бывает после смерти большого поэта, Василий Галюдкин продолжил жизнь в своих стихотворениях. Их много прозвучало на вечере памяти, организованном комендантом общежития Ларисой Михайловной Красиловой. Причем, каждый выступающий находил в книгах поэта созвучные ему строки.

Сосед по этажу Михаил Валерьевич Горюнов рассказал собравшимся об их дружбе с Василием Ивановичем, о том как своим обращением к президенту страны Галюдкин помог семье жившего в общежитии сироты Геннадия Маленкова в получении отдельной квартиры.

Сотрудники ярославской юношеской библиотеки имени Некрасова подготовили и раздали всем участникам вечера буклет, посвященный творчеству поэта Василия Ивановича Галюдкина. В нем можно найти биографию поэта, перечень его книг и публикаций в ярославской периодике.

Кстати, самые большие подборки стихотворений выходили в "Уединенном пошехонце" на страницах "Золотого кольца". Их, как  и  изданные ярославским

отделением СРП коллективные литературные сборники "Окно" и "Губернаторский сад", куда вошли стихи Василия Галюдкина, можно было увидеть на этом вечере.

В заключение встречи соседи поэта поддержали инициативу регионального отделения СРП об установлении на доме 15 по улице Лермонтова  мемориальной доски о том, что здесь жил и работал поэт Василий Иванович Галюдкин.

Олег Гонозов (фото автора)

 

----------------------------------------------------------

17 января 2011 года умер хороший русский поэт Василий   Иванович   Галюдкин,    чьё   негромкое поэтическое слово брало за сердце,  а  неприкаянная жизнь повергала в смущение и замешательство.

Одиночество, укрытое от посторонних глаз, присуще многим поэтам, но вот такое явное – удел очень немногих. И, несмотря на неустроенность и больное сердце, из груди поэта исторгались простые и светлые строки о любви к родине, к людям, к нашей северной природе… 

Жизнь и творчество удивительным образом слились в одно целое, в судьбу. В ней даже родной суглинок, в который вот так внезапно и положат, представлялся ему православным. Жизнь прошла. Наступает память и благодарность за  стихи этой жизни.

* * *

Розовеющий клевер на поле зеленом,                   Это Русь! Это почва, с которой разрыва

Перепелки, вороны, синицы, стрижи,                   В моей жизни не будет до судного дня,

Бесконечный покой:                                                Жизнь пройдет - это тут, под плакучею ивой,

                          я не слышал тут грома!                  В православный суглинок положат меня. 

Монастырь возрожденный

                               в безлюдной глуши.

 

 Птичий человек

 

Памяти Василия Галюдкина

 

«Птичий человек» – назвала его моя жена после того как Вася в первый раз провел несколько часов на нашей ярославской кухне. Помните, у Тарковского: говорили, что в обличье у поэта нечто птичье? Это о Мандельштаме. Но «птица», каким виделся поэт-мученик современникам, и «птичий человек» - не совсем одно и то же. Да и много ли  общего у Галюдкина с Мандельштамом? Сами собой напрашиваются параллели с Есениным и крестьянскими поэтами, с Рубцовым – именно в русле этой традиции и жил – не только писал, но и жил – Галюдкин; и его стихи, и его жизнь – раскрытие того же мифа о русском поэте из глубинки, непременно пьющем и неблагополучном, заканчивающим, как правило, трагически. Но вот что любопытно: заносчивый Мандельштам, тосковавший по мировой культуре и презиравший литературный официоз, называвший его не иначе как мразью, дружил с очень немногими и среди этих очень немногих был ученик Есенина Сергей Клычков. Последний как-то заметил: «Мозги у вас, Осип Эмильевич, все-таки еврейские». Мандельштам согласился: «Да, но стихи – русские». И Клычков это с радостью подтвердил.  

 

Так вот о сходстве-различии: во всех поэтах, какими бы разными они ни были, есть «нечто птичье»: легкость на подъем, хрупкость какая-то, неотмирность.  Дети неба. Все они, какими бы ни были и как бы ни выстраивались их отношения с «большими системами» - государством и его институциями – все они «не от мира» сего. Даже старик Державин, дослужившийся до министра, сделавший блистательную карьеру, начав с подавления Пугачевского бунта.  Пегас – крылатый конь, и потому тоже скорей птица, чем конь. Поэты не столько ходят по земле, сколько парят, за что и расплачиваются в полной мере.

Самый запомнившийся эпизод: везу как-то Василия на такси в наркологическую больницу (других вариантов нет); подъезжаем и тут он вдруг начинает упираться: не пойду и все! Пришлось вытаскивать силой, что было сделать легко, даже слишком легко. Эта-то легкость и поразила: я сгреб не человека – птичье тельце… Он был почти бесплотен, невесом: маленький, худющий, в больших очках… Да и сам себя он, похоже, ощущал птицей:

Скоро, скоро грачи до рассвета проснутся,

Голоса их сольются с молитвой...

Господь,

Горсть монет положу я в церковное блюдце...

И уйду! И проснется крылатая плоть!


Одно время Вася жил при монастыре, а еще – при каком-то из сельских приходов, но – уходил, улетал на волю: золотая, а клетка…

К сожалению, нет под рукой Васиной книги. Пересказывать стихи – дело бессмысленное, ненужное и неблагодарное, но, вероятно, кто-то из присутствующих вспомнит, а еще лучше прочитает стихотворение про таракана, с которым поэт. лежа в наркологии, делится хлебом – подкармливает, видя родство. Рефреном звучит строка «Всякое дыханье хвалит Бога». Найдите, прочтите. Поэт и таракан… Платон предлагал гнать стихотворцев из своего идеально соответствующего мирозданию Полиса – современный Город решил «птичий вопрос» цивилизовано: никто никого никуда не гонит: приспосабливайся, адаптируйся к дусту идеологии успеха, или – или прав у тебя не больше, чем у таракана и перспективы – те же. В современном социуме «заслуженные деятели культуры» могут, например, проливать слезы об участи бездомных собак, но не «птичьих людей». О государстве и говорить не приходится: какие там поэты, когда не нужны ни русский балет, ни виртуозы-исполнители, ни художники – никто и ничто живое? Мутировавшему царству хама нужно лишь бабло и только бабло - сегодня, сейчас. а после нас - хоть потоп; только бабк - как желуди роющей корни дуба свинье из басни, но это –другая тема.

Одно время я устроил Васю на работу в «Ярославские епархиальные ведомости» - из этой благотворительной акции по понятным причинам ничего не получилось, но какое-то время Вася держался. Писать он, насколько помню, так ничего и не написал – писать он мог только стихи – но как-то помогал, числился, всегда был в костюме и при галстуке. Когда запивал и вдруг видел издалека меня, идущим навстречу, переходил на другую сторону улицы и нырял в первую подвернувшуюся подворотню. При этом – костюм и галстук, вообще никогда я не видел его неопрятным. Достоинство. «Пускай я умру под забором как пес», но – при галстуке.

В моем ярославском архиве («не надо заводить архива» - сами заведутся) есть несколько его писем, написанных из психушки – его почти постоянного места жительства. Другим была рабочая общага неподалеку от моей квартиры: это соседство было, что называется, промыслительным – несколько раз удалось вытянуть Васю из непростых ситуаций, чреватой вызовом санитаров и/или милиции. С моим переездом в Москву наше общение прервалось, но Ярославль для меня неизменно связан с «птичьим человеком» - птичкой-невеличкой в очках, особенно огромных на его исхудалом лице. Общались мы в основном на ходу, набегу, налету, делая посадки в парках (обычно – осенних) с бутылкой или банкой пива – двумя или одной на двоих, иногда – в дешевых кафе. Литинститут, где он учился в семинаре Юрия Кузнецова, «наши бараны», русская классика, ну и, конечно, Россия – обычный набор тем провинциальных «русских мальчиков» (одному под, другому за сорок), потершихся в столице, но не прижившихся в ней. Новой эпохе такие «птицы были не нужны, мы это знали, точкой опоры была Церковь и поэзия – и для меня, и для него, но в разных пропорциях.  

Последняя встреча – в декабре 2003-го: ко мне приехал Иван Жданов, живой классик авангарда последнего двадцатилетия канувшего в Лету века; три, как минимум, дня читали стихи, скажем так. Запомнилось из тех дней утро в продуктовом магазине – утро моего дня: нищий Вася решил сделать мне подарок – фляжку коньяка, и – сделал, как я ни протестовал, убедив, что так надо, что не такой уж горький он пропойца, чтобы не купить другу коньяк на день рожденья.

И вот Васи нет – нет здесь, что не значит – нет среди нас (сейчас, когда пишу эти строки, ощущаю его присутствие, вижу его, птичьего человека, в очках и в костюме). Останется ли он в истории русской изящной словесности – вопрос праздный и в данном случае неуместный, но отвечу: останется. Евтушенко, когда-то покровительствовавший Васе, включил его стихи в свои «Строфы века», что-то о нем написав (нет под рукой, а то бы процитировал). Будет ли востребован «племенем младым, незнакомым» - не берусь судить, кто его знает, это племя, на что оно западет, на какие раритеты, какого воздуха захочет, устав от отравленного и отравляемого все больше… Да и не суть важно – особенно ему теперь.

Не могу отделаться от мысли, что там, куда он ушел, все поэты видят друг друга и, естественно, что-то друг другу читают, не исключено, что и выпивают точно также как здесь, на земле, но что и сколько – загадка. Вообще что мы знаем о том, что там? Одни намеки, аллегории, иносказания… Тропы. Но почему-то не возникает сомнения, что все птицы – там, на зимовье – собраны в одну стаю и ждут весны, когда вернутся – на новую землю под новым небом.

У Васи в одном из самых, а может самом пронзительно-исповедальном его стихотворении есть такая строка:


Отобрали перо и бумагу – вот ад


Там 
у него перу и бумагу – единственное, что было у него в здешней жизни – уверен, не отобрали.  Не посмели. Не попустил  Господь. Ведь как Василию без пера и бумаги? Господь – милосерд. А значит, если есть перо и бумага, ты – в своем птичьем раю, птичий человек, птичья душа. Остальное – так ли уж важно?   

 

Стихи и звезды остаются, 
А остальное – все равно –


сказал другой поэт, пивший горькую в "лучезарном небе над Ницей", в«богомерзском Йере» и умерший в доме для престарелых (роскошном по сравнению с нашими). Остается то, что над временем, над его все уносящей в своем течении рекой. Стихи и звезды. Любовь, что их зажигает и движет. И все остальное живо лишь этой любовью, причастностью ей. А значит – тоже остается. В стихах, в музыке, в красках, камне, в той памяти, которая не скудеет, не истощается как наша человеческая память. Вечная тебе память, птичий человек.

Константин Кравцов

 

 

Ярославское региональное отделение ООО СРП, 2009. Рейтинг@Mail.ru