Ярославское региональное отделение

общероссийской общественной организации

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

НАВИГАЦИЯ

Архив

ПАРТНЕРСКИЕ САЙТЫ

Официальный сайт Союза российских писателей

Парабола.Юношеская литературная студия

Вологодское отделение Союза российских писателей

Сотников Сергей

 

BB-ARTE.ru - живопись и графика

 

 

В серии «Ярославский писатель» вышла новая книга Николая Смирнова

«ШЕСТВИЕ ОБРАЗОВ» !

 

 

       «Шествие образов или иное время, иная

страна»  – первая книга из эпического

произведения, работу над которым автор

начал ещё в далёком 1974 году. Эта часть

представляет целостный интерес, поэтому

может быть напечатана отдельно. Это

попытка изобразить душу человека, ведь вся

мысленная сторона души – образная. Что

такое душа, как не шествие образов?

       21.11.13.                                              (В. Перцев)

                                                               ____________

 

Издан третий сборник "Вдохновение"!

Третьего марта 2013 года состоялось подведение итогов III регионального детско-юношеского литературного конкурса «Вдохновение». В конкурсе в общей сложности приняли участие 193 школьника из Ярославля и области. В конкурсную комиссию поступило 357 литературных работ учащихся из Ярославля, Рыбинска, Ростова, Переславля-Залесского, Гаврилов-Яма, Углича, Большого Села, Брейтова, Любима и других районных центров, сёл и посёлков Ярославской области.

В конечном итоге, было выявлено 15 юных авторов – победителей конкурса в четырёх основных и одной дополнительной номинациях.

В настоящем сборнике собраны лучшие литературные работы победителей и участников конкурса.

Устроители конкурса благодарят генерального директора ООО ПО «Сады Аурики» Курбанния-зова Алика Киримбердыевича за помощь в издании сборника, презентация которого состоится 10 ноября.

                                                                      Владимир Перцев

В третьем по счёту "Вдохновении" (Составитель В.Ю.Перцев) представлены примерно три десятка имён пишущих школьников. На мой взгляд, из робких попыток вхождения в ярославскую литературу выделяются прозаические вещицы Евы Гелетиной, Александра Урба, Анастасии Колобовой, Русланы Чудаковой и поэтические строки Марии Соболевой и Александра Дидина.

Вот образец стихотворного письма шестиклассника Дидина: "В этом тихом и скромном местечке / И просторны, и златы поля. / Здесь, у края знакомой мне речки, / Разветвилась тропинка моя".

А это - строчки победительницы, ростовской гимназистки Марии Соболевой, о любви к своему родному местечку:
          Там, вдали, где деревеньки стайкой
          Озорной присели у воды,
          Вижу день прошедший, без утайки
          Я кричу ему: "Живи! Живи..."
          Озеро, дающее надежду,
          Озеро, несущее добро,
          Не скучай, живи себе, как прежде,
          И не важно: Нéро иль Нерó!

Право, когда, например, некоторые фейсбучные старожилы упрекают юное поколение в отсутствии любви к родным местам, а другие - в скучности патриотических высказываний, хочется отослать и тех, и других хотя бы вот к такому школьному "Вдохновению".

Леонид Советников

____________

ДЕВА-КНИГА НИКОЛАЯ СМИРНОВА

Издательство «Индиго» в начале 2013 года порадовало читателей выходом новой книги ярославского писателя Николая Смирнова «Дева-Книга», в которую вошли лирический роман и повесть. 

Лирический роман «Дева-Книга» с приложением баллады о самозванце-постановщике и поминовением по убитому поэту — мозаичное жанровое образование, представляющее собой стихотворные циклы.

Отдельные стихи из них уже знакомы читателю по публикациям в периодических изданиях и коллективных сборниках. Так в вышедшем в 1997 году поэтическом альманахе «Ярославская лира» были опубликованы стихотворения «Мадригал», «Где любовь с красотою развенчаны...», «Как хорошо вам в бедной глине...».

    Как хорошо вам в бедной глине        
        На старом кладбище лежать:             
        Не поведут вас ночью синей
        К траншее длинной убивать.

        Вас на березе не повесят,
        Штыками не исколют грудь.
        И лишь цветная осень грезит
        О вас, земной свершивших путь.

        И сердце видит отблеск рая
        Здесь, где слоится липы лист,
        Где в алой бузине сгорая,
        Алтарный рушится карниз.

 А еще раньше — в 1991 году они украсили первую книгу лирики поэта «Кладбищенская земляника», изданную в Мышкине. В 1997 году в Мышкине вышел второй сборник стихотворений Николая Смирнова «Невеста в темном». Книга стихотворений «Световое оконышко» была издана в 2004 году в Рыбинске. Стихи Николая Смирнова всегда выделала особая образность, метафоричность и в тоже время простота изложения. Их легко читать, они понятны.

Работу над стихотворными циклами «Девы-Книги», объединенными одним героем, поэтом, ищущим живую истину, связанную с судьбой России,  автор датирует 1989-2000 годами. И теперь, в ее окончательном варианте, он расставил все по своим местам, так как они ему представлялись.

Еще какое-то десятилетие назад Николай Смирнов считал невозможным в ближайшее время выход к читателю таких своих сочинений, как «Дева-Книга», «Шествие образов», а также четверокнижия «Медное царство», «Серебряное царство», «Болезнь по Золотому царству» и «Нашествие силы нездешней». Теперь любители отечественной словесности смогут составить собственное впечатление от «Девы-Книги».

Повесть «Из записок Горелова» - одно из прозаических произведений Николая Смирнова, датированное 1981 — 2012 годами. В нем, как и в ряде других сочинений, писатель снова обращается к теме детства, прошедшего на Колыме, где после отбытия срока по 58-й статье работал его  отец. Вот и отца главного героя повести Виталия Семеновича Горелова, от лица которого идет повествование, «посадили по пятьдесят восьмой статье за то, что он якобы ругал нецензурными словами выдающихся деятелей коммунистической партии и советского государства. На самом деле, «ни за что», как говорила мать».

Виталий Горелов живет воспоминаниями о Севере, об отце, о таежных сопках, болотах и кладбище заключенных. Окружающая жизнь ему надоела — хоть караул кричи. Не радует зарплата в девяносто рублей в месяц, ни каждодневные поездки на автобусе, где из-за места пассажиры готовы вцепиться друг другу в горло, ни сама работа. «Эх, лучше бы и не жить  такую жизнь, - думает Горелов. - А проспать ее всю в земляном состоянии, комом глины...» Единственная радость в жизни — поговорить с Кашининым, с которым у него много общего. Отец Кашинина родился в Сибири, и в восемнадцать лет его посадили как японского шпиона на десять лет.

Горелов с Кашининым собираются поехать в отпуск на Север, чтобы снова увидеть галечные отвалы и малахитовый стланик на сопках. Но в суете сует  так никуда и не уехали. А потом Кашинин умер от инфаркта. Получилось, что Горелов пережил Кашинина, и теперь тот вспоминается ему как дорогая книга. Невидимая — Божья.

Олег Гонозов

______________________________________________________________

 

НА КРАЮ ОГНЯ

24 февраля в ярославской юношеской библиотеке имени Некрасова прошла презентация новой книги стихов Любови Новиковой «На краю огня».

Знакомство с шестым по счету поэтическим сборником члена Союза российских писателей и редактора отдела писем «Золотого кольца» состоялось в кругу друзей. Поздравить Любовь Николаевну с новой книгой пришли руководители обеих писательских союзов области Владимир Перцев и Герберт Кемоклидзе, художник Олег Отрошко, директор издательства «ИНДИГО», где вышла книга, Михаил Китайнер, коллеги по перу, воспитанники литературной студии «Третья пятница», библиотекари.

Любовь Новикова пишет стихи с тринадцати лет. И за тридцать с лишним лет творческого пути обрела свой  поэтический голос, который не спутаешь с другим. Но книга «На краю огня» - особенная, потому что в нее автор включила 127 стихотворений, написанных за четыре месяца, когда стихи обрушились на нее как стихийное явление природы. Каждый день она просыпалась от новых строчек, и ей не оставалось ничего другого, как только успевать их записывать.

О том, что и как написалось, теперь судить читателям. Но замечу, что несколько стихотворений из этого цикла были опубликованы в 10 номере литературно-художественного журнала «Юность» за 2011 год. А это уже признание, потому что в столичных журналах ярославские поэты публикуются крайне редко.

Олег Гонозов

____________

В сердце пора листопадная

Казалось бы, нынче совсем не поэтическое время. Если уж Цветаева и Пастернак стоят на книжных полках мертвым грузом, то что говорить о наших современниках. Авторов много, а созвучных привередливому читательскому спросу найти трудно. Может быть, именно поэтому ценители Большой поэзии и перечитывают классику прошлых веков. А книги поэтов, живущих рядом с нами, остаются без внимания.
Но на мой взгляд, это неправильно. Порой и у мало известного и редко публикуемого в столице провинциального автора могут оказаться настолько берущие за душу стихи, что прочитав их однажды, с ними не захочется расставаться всю жизнь. В книге Александра Авдеева «Долгожданный день» именно такие стихи. Почему? Да потому что у него не придуманные, а прочувствованные им самим строки. И вообще поэт без биографии — не поэт. А Судьба настоящего поэта всегда сложна и противоречива. 
«Поэзия Авдеева представляется мне значительным человеческим документом, записью душевной биографии, - писал в отзыве на первый его сборник Евгений Рейн. - Она отрадно отличается от иных экстремальных вывертов. Она сохраняет драгоценность кардиограмм – пути от сердца к сердцу». С этим трудно не согласиться. 
В стихах Александра Авдеева действительно мало придуманного, зато много увиденного, в казалось бы, серых буднях повседневности. Причем, именно того, чего другие почему-то не увидели, пройдя мимо. Отдадим должное, но Александр Авдеев как поэт ценен именно своей наблюдательностью и связью с окружающим миром. Его стихи всегда реальны, емки и точны в деталях, образны. По сути это и есть наша поэтически переработанная жизнь:

Время печали моей -

В сердце пора листопадная.

Светит услада лампадная

В дымке воскресных церквей.

Писать предисловие к книге, пусть и хорошо знакомого тебе автора, всегда сложно. И не только потому, что это обязывает искать какие-то особенные, главные слова о представляемой книге, а еще и из-за того, что вместе с автором ты берешь на себя смелость претендовать на читательское время, которым тот мог бы распорядиться по своему усмотрению. Поверьте, сборник стихов «Долгожданный день» стоит того, чтобы на какое-то время убежать от житейской суеты с вечной нехваткой денег, семейными неурядицами и проблемами, уединиться и почитать. Например, о детстве:

Внезапно комната темнела.

Сор подоконника с цветком

Вписался в дом оцепенело

И зазвенел в серванте гром...

Или о школе:

Ведром уборщица гремела.

Валялись корки дневника.

Я слышал стук о доску мела,

И беспощадный звон звонка...

А может об осени:

Закружилось небо, закаркало.

Доклевали луну грачи.

Задремав над холодною аркою,

Околело лето в ночи...

Согласитесь, насколько образно, точно и самое главное — доверительно Александр Авдеев делится с читателем пережитым. Все узнаваемо. Все точно. Ничего лишнего.

Александр Авдеев родился в 1966 году в Ярославле, в многодетной семье пятым ребенком. Помимо него в семье было пять сестер и два брата. Отец, работавший киномехаником, умер в сорок шесть лет, и мать, рабочая обувной фабрики «Североход», тянула многочисленное семейство вдвоем с бабушкой.
Жили Авдеевы в спальном районе - Брагино. И маленькому Саньке очень нравилось смотреть на звездное небо – ибо чувствовалось в нем что-то загадочное и необъяснимое для детского восприятия. Он таскал из библиотеки книги по астрономии, пытаясь разобраться в мироздании, и до безумия любил футбол. С десяти лет тренировался в группе подготовки футбольного клуба «Шинник», а в четырнадцать получил травму позвоночника, и на два года вышел из активных занятий спортом. Потом, правда, его взяли в заводскую команду «Торпедо», и через два года он играл во взрослом составе. Но, как часто бывает у футболистов, вновь получил травму, от которой уже долго не мог оправиться. Со временем Александр пришел к выводу, что таким образом Господь отводил его от футбола. 
В 19 лет – довольно зрелом для начинающего автора возрасте Авдеев безнадежно заболел поэзией. Посещал занятия литературного объединения при Ярославском моторном заводе, которым руководил Артур Вороненко, публиковался в газетах «Заводская жизнь» и «Юность». А в 25 лет по совету все того же Артура Исааковича решил поступить в Литературный институт имени Горького. Послал рукописи на творческий конкурс сразу на заочное и дневное отделения. Вскоре с заочного пришел отказ, а вот на очном - стихами Александра Авдеева заинтересовались руководители поэтического семинара Евгений Долматовский и Юрий Кузнецов. В 1993 году Александра зачислили студентом Литературного института. И с тех пор стихи стали для него жизнью, а жизнь — бесконечной вереницей сюжетов для стихов. 
Например, стихотворение «Невидимая птица», давшее название первому сборнику стихов, Алексадр Авдеев написал, вспомнив пережитое от жесткой мальчишеской забавы. Тогда дворовые ребята любили «усыплять» друг друга, перекрывая дыхание и давя на грудную клетку, чтобы остановить сердце. Саньке надавили коленкой так, что он потерял сознание и увидел перед собой огромное небо, с которого слышалось дивное пение, и белую-белую птицу. Очнувшись от обморока, он рассказал об увиденном ребятам. Но никому из них во время последующих «усыплений» такая птица уже не явилась.

Однажды снова упаду,

Сомкнутся влажные ресницы.

И вдруг увижу высоту,

Услышу пенье белой птицы.

И расстегнут на мне пальто

Пред «Скорой помощью» ревущей.

Но птицу надо мной никто

Не сможет видеть из живущих.

А сам я слышал и видал,

Когда упал на землю с крыши.

Когда отец мой погибал

Я пенье этой птицы слышал.

Но «Скорой помощи» огни

Уперлись поздно в дверь подъезда…

Дрожали вымокшие дни –

Рыданье, пенье, вой оркестра…

Мне тяжко будет и... легко.

Опустит руки фельдшерица. 

Как близко ты, как далеко? -.

Моя невидимая птица...

Еще учась в Литературном институте, Александр не мог спокойно проходить мимо столичных соборов и церквей, стал посещать богослужения, а вскоре устроился сторожем в храм при подворье Оптина Пустынь. Потом уже в храме Соловецкого подворья, поднявшись на звонницу, он попробовал позвонить в колокола – и, о чудо, у него получилось. Настоятель благословил его служить при храме звонарем. И после окончания института он уже точно знал, чем заняться и куда поехать.

Старец Илия в Оптиной Пустыни на вопрос: стоит ли ему писать стихи, если человеку нужно спасать свою грешную душу, сказал: пиши. И он писал. И когда учился в Ярославском Духовном училище, и когда стал пономарем в храме Похвалы Пресвятой Богородицы, и когда в качестве звонаря поднялся на колокольню Сретенского храма в Депутатском переулке. И сегодня, служа дьяконом в Яковлевско-Благовещенском храме Ярославля.
Кто, кто, кроме него сегодня помолится за умерших родных и близких? Кто перед Господом замолит их грехи? Молитва в алтаре считается ближе к Богу. А помолиться ему есть о ком. После того, как умерла одна из сестер Александра и ее муж – на попечение родственников осталось трое детишек. 
Стихотворение «Сирота» Александр Авдеев посвятил своей племяннице Дашке Яруковой.

Обычный день за рамой канул…

Шалунья – ноги колесом,

Хлебала, чмокала сметану

Из банки, пачкая лицо.

Глоточков жидких было мало –

Глаза сияли на звезду.

Колготки бабушка стирала.

Кипело платьице в тазу.

Глаза зажмурила премило.

Сандальку сдернула с ноги.

Ах, молоко в ковше остыло!

Ах, раскрошила пироги!

А теплых булок – не хотела.

Умыться на ночь – не далась.

На подоконник снова села

И насмотрелась в небо всласть.

А в доме было вдоволь хлеба,

Вольготно с бабушкой житье.

Но всей душою звездной небо

Смотрело грустно на нее.


 

Выскажу, может быть, крамольную мысль. Но состоявшихся поэтов ставших священнослужителями сегодня единицы, тогда как клириков, пишущих стихи, судя по публикациям в Интернете, тысячи. И это большой плюс Александра Авдеева. 
В представляемом сборнике мне особенно созвучным и родственным почему-то показалось следующее стихотворение:

Конечно, есть свой запах у стихов.

Не знаю, я какой сегодня в моде.

В домах, где запах водки и духов,

Могу я получить и дать по морде.

Но водка и духи еще не зло.

Я запах зла совсем не различаю.

И мне, на вид неслабому, везло

В компаниях, где мало склонны к чаю.

Сияла люстра, плавая в дыму,

Удары по столу звенели, шибки.

О чем-то, до сих пор и не пойму,

Все спорили и каждый без улыбки.

Устав напрасно голову ломать

Домой пришел нетвердыми шагами,

И сразу улыбнулся – в доме мать,

Поскольку с кухни пахло пирогами.

Это и есть Поэзия.
Стихи Александра Авдеева публиковались в «Литературной России», под рубрикой «Лирика русских поэтов» выходили в сборниках «Стихи о любви», «Стихи о лете», «Стихи о весне», «Стихи о родителях» столичного издательства «ЭКСМО». По первому сборнику «Невидимая птица» в 2004 году Александр Авдеев был принят в члены Союза российских писателей. 
 

Олег ГОНОЗОВ

 

 

Ярославское региональное отделение ООО СРП, 2009. Рейтинг@Mail.ru